Skip to content

Весна пришла: сумеет ли парламент приблизить упрощения для бизнеса

Редакция Mind предлагает читателям подробный анализ правительственных инициатив. Мы начали цикл публикаций, в которых, кроме содержания предложенных законопроектов, сведений об их лоббистах и исследования экономической основы, даем собственную оценку этим документам. Итак, продолжаем знакомить читателей с пакетом реформаторских законопроектов от премьер-министра Украины Владимира Гройсмана под названием «Весна реформ».

Проект закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины

  • Номер и дата регистрации: 7010 от 28.07.2017
  • Автор: Олег Крышин и др.
  • Альтернативные законопроекты: 7010-1 (автор – Андрей Журжий)
  • Этап: готовится к першому чтению

Цена вопроса. Внедрение новых упрощенных механизмов контроля теоретически снизит расходы государства и субъектов ВЭД на администрирование.

Содержание. Законопроект вводит механизм «единого окна» – механизма взаимодействия декларантов, их представителей и других заинтересованных лиц с органами доходов и сборов, другими государственными органами по перемещению товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины. Обеспечивается возможность однократной подачи заинтересованным лицом в электронном виде через единый информационный веб-портал набора необходимых документов. Соответствует требованиям ВТО и ЕС.

Кто выиграет. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

Кто проиграет. Ряд органов государственной власти, которые потеряют контрольные полномочия.

Позиция парламентских юристов. Более десятка замечаний.

Прогнозируемая позиция фракций. Законопроект инициирован представителями БПП, поэтому следует ожидать сопротивление со стороны оппозиционных фракций, которые будут апеллировать к юридическому несовершенству документа.

Шанс на принятие. Законопроект имеет шанс быть поддержанным в первом чтении, однако подготовка и принятие его во втором чтении займут длительное время.

Оценка Мind. Документ носит комплексный характер и вводит изменения в более чем два десятка законов. Учитывая объем предлагаемых изменений, возникает вопрос, почему законопроект не согласовывался с Кабмином, которому, собственно, и придется имплементировать его нормы. Существует риск, что закон не будет рабочим и только усложнит текущие таможенные процедуры.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы экологического и радиологического контроля в пунктах пропуска

  • Номер и дата регистрации: 7302 от 17.11.201
  • Автор: Кабмин
  • Альтернативные законопроекты: отсутствуют
  • Этап: готовится к первому чтению

Цена вопроса. Внедрение новых упрощенных механизмов контроля теоретически снизит расходы государства и субъектов ВЭД на администрирование, реализация законопроекта потребует затрат на соответствующее техническое оснащение таможенных постов.

Содержание. Законопроект предусматривает передачу функций экологического и радиологического контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, от органов экологии органам Государственной фискальной службы и Государственной пограничной службе. Идет в пакете с законопроектом «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно реформирования системы экологического и радиологического контроля в пунктах пропуска» (№7303).

Кто выиграет. Пограничная служба, налоговые органы, теоретически – субъекты ВЭД.

Кто проигрывает. Органы экологии, так как теряют властные и контролирующие полномочия.

Позиция парламентских юристов. Пока отсутствует.

Прогнозируемая позиция фракций. Законопроект будет поддержан ситуативным парламентским «большинством».

Шанс на принятие. Высокий.

Оценка Мind. Вполне положительная. Законопроект централизует контрольные функции таможенного контроля, способствует внедрению механизма «единого окна». В случае «негативной» реализации положений документа получим только перераспределение коррупционных потоков от одних государственных органов в пользу других.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся улучшения инвестиционного климата в Украине

  • Номер и дата регистрации: 6540 от 06.06.2017
  • Автор: Кабмин
  • Альтернативные законопроекты: отсутствуют
  • Этап: готовится к первому чтению

Цена вопроса. Законопроект охватывает очень широкий круг вопросов, имеет институциональный характер. Почти каждая из предложенных новаций может помочь предпринимателям сэкономить миллиарды гривен.

Содержание. Документ носит системный характер и затрагивает почти десяток законодательных актов, в частности, в таких сферах, как защита акционеров, правосудие, обеспечение выполнения договорных обязательств в сфере альтернативного разрешения споров в области строительства, взаимоотношения государства и предпринимателей, банкротство, недвижимость. Предложенные изменения упрощают административные процедуры, убирают сложные и ограничивающие предпринимателей нормы, защищают интересы акционеров.

Кто выиграет. Средний и крупный бизнес, иностранные и отечественные инвесторы, кредиторы, потребители товаров и услуг.

Кто проигрывает. Представители власти, пользующиеся административными препонами в коррупционных целях, предприниматели-должники, частично строительные компании, а именно – разработчики строительной документации.

Позиция парламентских юристов. К законопроекту много замечаний. Во-первых, по мнению Главного научно-экспертного управления, в законе искусственно объединены различные сферы права и законодательные акты, непосредственно не связанные между собой, что противоречит устоявшимся правилам законодательной техники. Это также затрудняет согласование документа между комитетами. Во-вторых, авторы имплементируют в правовое поле страны новеллы, присущие прецедентному праву, а в Украине, как известно, господствует континентальный тип права.

Прогнозируемая позиция фракций. Будет поддержан ситуативным парламентским «большинством».

Шанс на принятие. «Разрозненность» направлений законопроекта значительно усложнит его согласование в парламенте как на этапе первого, так и второго чтения.

Оценка Мind. Проект закона подписан Максимом Нефьодовым – первым заместителем министра экономического развития и торговли Украины, молодым и амбициозным государственным деятелем, который сделал себе имя на внедрении новой системы государственных закупок ProZorro. Не вызывает удивления желание авторов законопроекта «одним махом» решить целый ряд проблемных вопросов в экономике. Однако, как показывает заключение парламентских юристов, спешка в таком деле может быть опасной для несбалансированного правового поля Украины. Более того, недоброжелательно настроенные политические оппоненты Максима Нефьодова (даже в составе «большинства») попытаются похоронить закон в комитетах. Это все помешает имплементации действительно прогрессивных норм. Также существует риск «пиарных» войн вокруг документа со всех сторон.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате

COMMENT ON: Весна пришла: сумеет ли парламент приблизить упрощения для бизнеса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *