Skip to content

Андрей Попов: Риски и возможности широкой приватизации

Вопрос приватизации государственной собственности в Украине всегда был очень политизирован. В настоящее время для проведения широкой приватизации есть политическая воля – что наиболее важно, не только у власти Украины, но и у международных кредиторов Украины (МВФ, ЕБРР и др.), мнение которых пользуется почти беспрекословным авторитетом.

Если расценивать экономическую выгоду от приватизации только в контексте вырученных от продажи госсобственности средств, то ситуация в Украине сейчас явно не благоприятствует большим распродажам. Более того, приватизацию в стране, которая находится в условиях гибридной войны, некоторые эксперты называют «экономическим преступлением государственного масштаба». Показательным примером может являться стоимость продажи Одесского припортового завода.

В 2009 году, когда ОПЗ пытались приватизировать в первый раз, последствия мирового финансового кризиса также не способствовали успешной продаже предприятия. В то же время, победитель конкурса (компания Нортима из группы «Приват») предложил за актив $625 млн. Эту цену тогда называли заниженной – в частности, из-за того, что ввиду политических аспектов в конкурсе отказались участвовать компании из стран Запада.

В 2016 году, новая приватизация ОПЗ изначально предполагает максимальное привлечение иностранных компаний. Но при этом, стартовую стоимость актива в размере около $500 млн эксперты МВФ и ЕБРР считают завышенной и рекомендуют её снизить.

Впрочем, стоимость продажи активов – только одна составляющая успешной приватизации. Гораздо важнее – эффективное распоряжение активами и попытка через проведение прозрачной приватизации разорвать порочный круг коррупции, опутавший госсектор экономики.

Ситуация, когда «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё» и демагогия о народной собственности в условиях капитализма привела к тому, что в Украине из 3374 госпредприятий работающих осталось только 1920 (на самом деле, официальные цифры Минэкономразвития всё равно примерные, поскольку в стране не был создан единый реестр госпредприятий).

Большинство госпредприятий за годы независимости де-факто доведены до коллапса и стали жертвами так называемой «скрытой приватизации», когда посредством совместного использования или контроля над менеджментом частный бизнес эксплуатировал госактивы, вешая на них долги и убытки и ничего не инвестируя в обновление их основных фондов.

Что же касается подавляющей части госпредприятий в сфере АПК (отрасли, наиболее привлекательной для инвестиций), то они могут быть успешно проданы только при наличии рынка земли с/х-назначения.

Ввиду неэффективного использования и воровства, основные фонды большинства государственных хозяйств находятся в столь плачевном состоянии, что их основная ценность состоит только в земельном фонде.

Но куплю-продажу земли ввиду социально-политических и ряда других факторов в Украине внедрять не спешат (это, как минимум, среднесрочная перспектива).

Таким образом, успех приватизации и те задачи, которые она призвана решить, сводятся всё к тем же ключевым задачам, стоящим перед Украиной:

  • борьба с коррупцией на всех уровнях;
  • отделение бизнеса от политики;
  • защита прав инвесторов, эффективная судебная система;
  • создание рынка земли с/х-назначения;
  • стабильное налоговое законодательство, не меняющееся каждый год.

Следует отметить, что широкая приватизация сама по себе не решит вышеперечисленных проблем, в том числе проблемы коррупции вокруг госпредприятий.

Без комплексных мер, такая приватизация будет либо в очередной раз сорвана из-за противодействия на всех уровнях, или инвестор не сможет эффективно использовать приобретённые активы.

Андрей Попов, партнёр Kreston GCG

COMMENT ON: Андрей Попов: Риски и возможности широкой приватизации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *